Как разрешить конфликт или спор с минимальными рисками и потерями, насколько эффективным является медиативный способ разрешения спора? О важных правовых вопросах мы говорим с Фатимой Якупбаевой, адвокатом, медиатором, заместителем председателя МТС Торгово-промышленной палаты по медиации.

Закон о медиации, принятый в 2018 году, способствовал институционализации медиации в КР. Как вы оцениваете динамику развития медиации в стране?

-Институт развивается своим естественным темпом. Нет экстремального развития, но думаю это нормальное явление в текущих условиях. Все-таки нет широкого информационного освещения среди населения, например, через те же государственные телевизионные каналы. Вся информационная кампания о медиации исходит от самих медиаторов, юристов и партнеров по развитию (международные организации). Думаю, если в телепередачах показывали бы успешные истории, то интерес значительно бы вырос.

Но в целом, динамика положительная, вижу, как меняется законодательство, чаще встречаются нормы про возможность урегулирования спора посредством медиации: (трудовое право, уголовное право, уголовно-исполнительное право).

Как вы думаете от каких факторов зависит развитие коммерческой медиации в КР?

-Во многом, от доверия к этой процедуре. Но, прежде чем это доверие получить, нужно не только знать о том, что такое медиация, но еще и верить, что эта процедура помогла твоему знакомому. Поэтому вывод можно сделать такой: от качественного информирования и исполнения наступает положительная цепная реакция.

Исходя из вашего опыта, в случае возникновения коммерческих споров или конфликтов, как предприниматели предпочитают разрешать споры- через суды, арбитраж, прямые переговоры или коммерческую медиацию? Почему?

-Зависит, конечно, от цены вопроса. Некоторые предпочитают на уровне переговоров решить вопрос, если понимают, что с той стороной договорится не удастся то тут взвешивают: стоит ли судиться и тратиться? или лучше признать убытки и забыть.

Существенный фактор тут: цена вопроса, стоит или не стоит? “Купишь” себе проблемы или попытаешься наоборот их “продать”.

Если же цена вопроса стоит того, чтобы идти дальше, то чаще наблюдаю что подают в суд или в арбитраж, чем выбирают коммерческую медиацию.

На моем опыте, коммерческую медиацию выбирают, те кому не безразлична собственная деловая репутация и они не хотят, чтобы об этом конфликте вообще кто-либо узнал. Ведь большинство коммерческих споров в суде проходят в форме открытых слушаний и судебные акты публикуются (хоть и с деперсонификацией).

Как вы думаете, какие факторы могут снизить доверие к медиации? Какие меры позволят укрепить институт медиации, улучшить качество медиационных услуг?

-На мой взгляд одним из главных факторов, который может привести к снижению доверия к медиации является неполное информирование о сути медиации. Крайне важно чтобы стороны понимали суть медиации- это переговоры с профессиональным посредником, но решение выберите вы сами. За вас никто не будет принимать решение. Нужно четко понимать, что медиатор не вправе заставлять стороны принять то или иное решение. Бывают случаи, когда от медиатора ждут “чудес”, думая, что он перевоспитает или изменит человека раз и навсегда одним только разговором. Таких чудес не бывает, ну разве только не на сеансах у психотерапевта (прим. смеется).

Второе, это не профессиональное оказание услуг медиатора.

От надлежащего оказания услуг зависит восприятие медиации, ее сути и осознание ее преимуществ: быстрые сроки, ускоренные аргументы, гибкость процедуры, конфиденциальность, сокращение расходов, чувство удовлетворенности и завершенности.

Спасибо большое за интервью!

 

Источник: https://danaker.org/ru/2023/fatima-yakupbaeva-kommercheskuyu-mediatsiyu-vybirayut-te-komu-ne-bezrazlichna-sobstvennaya-delovaya-reputatsiya/